Храм Бориса и Глеба р.п. Вешкайма - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Симбирская епархия
Храм Бориса и Глеба р.п. Вешкайма

Проектно-исследовательская работа:"Я зарастаю памятью..." Выполнила Ишмуратова К.К.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П. Зиновьева

 

ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 

ПРОЕКТНЫХ  И  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ

«ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1917 -2017:УРОКИ СТОЛЕТИЯ»

 

Тема работы: «Я зарастаю памятью…»

Номинация:«Лучшая проектно – исследовательская работа по историко – церковному краеведению»

ФИО: Ишмуратова Ксения Константиновна

Возраст: 15 лет

 

Руководитель проекта: Кузьмина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П. Зиновьева

 

2017

Содержание:

1.Введение

- актуальность работы

- цели, задачи

- объект, предмет исследования

- конкретные методы исследования,

- практические применения результатов работы,

- ожидаемые результаты

2.Содержание работы

 2.1. Судьба священника Патяева Дмитрия Васильевича

 2.2. Судьба мирянина Шаменкова Василия Васильевича

3.Выводы, заключение

4.Литература

5.Список приложений

 

2

В памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Давид Самойлов

 

                                                    1.Введение

Страшно осознавать, как много среди нас становится людей, которых называют «иванами, не помнящими родства». Вспоминается диалог Маленького принца с Цветком (из сказки А.Экзюпери):

- А где люди? – вежливо спросил Маленький принц.

-А, люди?...Их носит ветер. У них нет корней.

Грустно, но не безнадёжно.

Познание и понимание собственного народа есть один из лучших способов познания самого себя, ощущения своих корней. И наоборот. Характер русского народа создавался и вырабатывался в течение тысячелетий под влиянием внешних обстоятельств и собственного внутреннего развития.В феврале 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подвел итоги изучения судеб репрессированного духовенства и мирян, пострадавших в годы антирелигиозного террора в советской России, итоги их духовного подвига стояния за веру православную, составляющую фундамент существования русского народа.Работа ждет своего продолжения. Церковь выдвигает задачу огромной важности: духовные плоды подвига новомучеников и исповедников ХХ столетия должны быть усвоены нашими современниками. От этого во многом зависит нравственное состояние общества и политическая крепость государства. «Репрессии и государственный террор никогда больше не повторятся, если каждый человек будет занимать активную гражданскую позицию, если все мы признаем, что в трагедии прошлого века виновны не только те, кто отдавал расстрельные приказы, но и кто их вслух или молчаливо одобрял, – сказал губернатор Сергей Морозов. – Если мы не признаем всей мерзости нашего прошлого бытия, никакого светлого будущего у нас не будет. Поэтому у нас нет права забывать страдания невинных людей».

Актуальность выбранного  проекта обусловлена следующими моментами:

- утрата молодежью духовных ценностей, замена их материальными;

- утрата исторической памяти- своеобразного посоха на жизненном пути;

- 80-летие начала массовых политических репрессий (1937), очевидцы которых еще живы,  значит, мы можем узнать от них достоверную информацию;

- в год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции есть возможность переосмыслить уроки истории;

3

- обращение к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, к изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, поможет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого;

-  освоение и сохранение исторического опыта, возвращение в память Отечества объективного знания об истории Церкви, ее роли в духовной и культурно - общественной жизни народа, взаимоотношениях Церкви и государства;

- изучение истории своего рода, родного края, формирование бережного отношения к семейным ценностям, чувства ответственности за судьбу своего народа, посёлка,  воспитание уважения к памяти о людях, пострадавших за веру, обретение утраченных идеалов.

 

По-новому, глубже всмотреться в страницы отечественной истории,  открыть для себя новые – добрые – имена, за которыми нетрудно разглядеть идеал, пример верности своим убеждениям,  открыть образцы духовного подвига,  самим обрести духовные корни,  убедиться в необходимости восстановления исторической справедливости, а через всё это обрести любовь, уважение к своей малой Родине. В этом я вижу социальную значимость своей работы.

 

Цель: разработка экскурсии по историко-церковному краеведению «Я зарастаю памятью…»  для будущей экспозиции музея при храме Бориса и Глеба в р.п.Вешкайма

Задачи:

- изучить архивные материалы,  записать биографические сведения о людях, пострадавших в годы репрессий, воспоминания о различных периодах  их жизни, связанных с  трудом, защитой отечества, общественной деятельностью; - подобрать фотографии для экспозиции, оформить выставку, составить текст экскурсии , рассказать сверстникам;

- развивать  навык выполнения проектно – исследовательской работы: научиться самостоятельно  искать  необходимую  информацию, анализировать, собирать и структурировать материал, делать выводы, обосновывать своё мнение; подготовить презентацию, текст беседы (лекции) для популяризации результатов поиска.

 

В храме Бориса и Глеба р.п. Вешкайма Благочинный III Вешкаймского округа (Вешкаймский и Майнский районы) Симбирской епархии о. Анатолий (Капранов) готовит материалы для выставки, где будет представлена история православия на вешкаймской земле, история создания и разрушения храмов,

4

забвения и восстановления, судьбы  священнослужителей и мирян,

пострадавших в эпоху гонений.  Мы хотим изучать отечественное духовное и культурное наследие, «зарастать памятью».

 

 

Объект исследования–судьба священнослужителя Патяева Дмитрия Васильевича (моего прадедушки), храма, в котором он служил; судьба Шаменкова Василия Васильевича, прихожанина храма Рождества Христова в с.Ховрино, путевого обходчика.

 

 

Предмет исследования–обстоятельства, при которых был совершён духовный подвиг (по архивным материалам, воспоминаниям очевидцев, ресурсам сети Интернет, семейным архивам).

 

 

Методы исследования:
1.Исследование. Поисковый метод.  Занимались поиском информации по теме проекта  из архивных источников, ресурсов  сети Интернет, семейного архива:

- судьба Патяева Дмитрия Васильевича

-судьба Шаменкова Василия Васильевича

2.Изучение, обобщение и анализ собранного материала.

3.Интервьюирование. Беседы с родственниками пострадавших, очевидцами событий, протоиереем о.Анатолием (Капрановым), написание текста экскурсии.

4.  Создание компьютерной презентации «Я зарастаю памятью…»

 

Практическое применение: исследовательский проект будет  использован на классных часах, экскурсии в музее школы и храма, фотоматериалы - в экспозиции будущего музея храма Бориса и Глеба р.п. Вешкайма (часть экспонатов уже подготовлена), размещен на сайте храма и МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева, в газете «Школьный бутерброд».

 

 

5

Ожидаемые результаты: 

- выступление на областной научно-практической конференции;

- разработка и проведение экскурсии для сверстников  - презентация конечного продукта;

-развитие гражданского сознания;

-воспитание уважения к истории Отечества;

-развитие творческих и интеллектуальных способностей через выполнение индивидуальной проектно-исследовательской работы;

-обогащение жизненного, духовного опыта.

Перспективы дальнейшего развития проекта: продолжение работы по выявлению и изучению  фактов и событий, происходивших на территории родного края,  изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, ибо это поможет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого; популяризация проекта, привлечение внимания молодёжи к изучению этого периода истории родного края.

 

6

2.Содержание

Готовя домашнее задание для участия в региональном этапе олимпиады по основам православной культуры, посмотрев виртуальную выставку «Преодоление», я вновь и вновь убеждалась в великой  роли веры в нашей жизни. Для кого-то она  не имеет значения, а для кого-то является смыслом существования: например, для людей, что в годы гонений на Русскую Церковь совершали настоящие подвиги во имя церкви, во имя православной веры, во имя Христа. Считаю, что память об этих событиях (пусть они и не такие приятные для воспоминаний) должна всегда храниться  человеком, любящим свое Отечество и уважающим  историю своей страны. Современное поколение нужно воспитывать, пока не станет совсем поздно. Быть может, углубляясь в историю, совершая такую по-настоящему ценную для человека работу, молодые люди станут на истинный путь.

Для Русской Православной Церкви XX век стал временем невероятных, чудовищных испытаний. Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны (как, впрочем, и в последующие затем годы) были во многом подобны сошедшему с гор оползневому потоку, погребающему под собой все и вся.Российская Православная Церковь воспринималась большевистским режимом не только как идеологический враждебный религиозный институт, но и как внутренний политический противник, очаг контрреволюции. До осени 1939 года политическое руководство СССР ставило задачу полной ликвидации православной церкви, распавшейся при активном содействии органов ГПУ-НКВД(Государственное политическое управление-Народный комиссариат внутренних дел)на различные легальные и нелегальные группировки: большая часть духовенства и подавляющая часть епископата к 1939 году были либо физически уничтожены, либо находилась в местах лишения свободы.На территории только Ульяновской области за один год (с 1937 по 1938 год) было расстреляно более 1500 человек, а репрессировано более 8000 человек. Только за

7

два дня – 17 и 18 февраля 1938 года – в подвале Ульяновского горотдела НКВД было расстреляно более 100 человек, среди которых были 3 архиерея, более пятидесяти священнослужителей и монахинь.Согласно акту Ульяновского НКВД от 15 мая 1938 года, его сотрудники с августа 1937-го по февраль 1938 года израсходовали 1713 патронов…

Кстати, рассказы о зверствах в ульяновских застенках НКВД ходили по всем лагерям СССР. Среди советских зеков и охранников лагерей ходило выражение, привезенное этапированными из Ульяновска:  «спустить в подвал», что значило расстрелять. В августе 1937 года в соответствии с приказом Народного Комиссара Внутренних дел Союза ССР — Генерального Комиссара Государственной Безопасности Ежова за № 00447 от 31.07.37, в Ульяновский городской отдел НКВД поступил совершенно секретный приказ об организации мероприятий по исполнению постановлений «троек» о расстрелах. Начальнику отдела Коробицину надлежало немедленно приспособить соответствующее помещение в здании НКВД (желательно подвальное) пригодное под спецкамеру для выполнения приговоров о расстреле, и их исполнение производить ночью; трупы должны быть вывезены к заранее приготовленной яме, тщательно зарыты и замаскированы; обеспечить полную конспирацию места, времени и техники исполнения расстрела. Расстрелы производились в подвалах зданий НКВД и внутренней тюрьмы, располагавшиеся в современно существующих зданиях соответственно  № 73 и №75 по ул. Л. Толстого. Часть убитых закапывали здесь же – в саду при особняке, остальных вывозили ночью на грузовиках на городские больничные заразные кладбища; в район городской свалки в Стрижевом овраге; на территорию за городским кладбищем; на территорию, впоследствии затопленную Куйбышевским водохранилищем; на территорию Ульяновского моторного завода…

Памятник жертвам политических репрессий установлен практически в центре Ульяновска у ограды здания Симбирского епархиального управления. [1]В 30-е годы прошлого  века в этом здании располагалось НКВД,  в подвалах которого

8

в годы массового террора производились расстрелы. Памятник представляет собой фрагмент стены концлагеря с колючей проволокой и прожектором. Его автором является Игорь Смиркин, чей дед также пострадал от террора.

А как связаны эти события с судьбами моих предков?

2.1.Судьба священника Патяева Дмитрия Васильевича(1888-1937)

Поспрашивала родных и близких и выяснила очень интересный и неожиданный факт. Оказывается, в моей родословной есть человек, который, подобно другим, в 30-ые годы пострадал за православную веру. Это Патяев Дмитрий Васильевич – мой двоюродный прадедушка[2]. Рассказала мне о нём моя бабушка, Патяева Тамара Николаевна(29.01.1945 г.р., разговор состоялся 25.01.2017). Единственная память, что осталась о нем,  – это письмо, что написал он своему брату 04.03.1930 года из мест заключения, а также фотографии и открытка[3]. Считаю обязательным внести свой вклад и рассказать о своих предках.

Родился Патяев Дмитрий Васильевич в 1888 г. в селе Вешкайма Ульяновской области. О детстве прадедушки практически ничего не известно. Он родился в многодетной семье. Отец – Василий Тимофеевич и мать-Параскева Петровна – обычные крестьяне. Он был самым старшим ребенком в семье. Имел еще 2 братьев – Тимофея и  Ивана- и 3 сестер: Татьяна, Анна, Мария[4].Прадедушка окончил церковно-приходскую школу в селе Вешкайма. Начал свою деятельность как служитель храма Параскевы Пятницы в селе Вешкайма[5]. Затем переехал вместе с женой Авдотьей в Промзино (ныне Сурское).Служил в церкви Николая Чудотворца.[6]
1914 год – начало Первой Мировой войны. Дмитрий Васильевич – участник. Попал в плен. Держали пленных в каком-то немецком городе (к сожалению, такой информацией мы не обладаем). Вместе с остальными прадедушка ждал Брестского мира.
После войны он служил в Ярославской губернии, затем в Чувашии, в селе Кувакино. Там его и арестовали[7],[8].Был приговорен к 10 годам трудовых

9

исполнительных работ, однако его расстреляли в 1937 году.
Дмитрий Васильевич оставил ради веры свою семью. У него было 8 детей. Известные нам 7: 4 сына- Михаил, Василий, Александр, Владимир – все военные; 3 дочери – Нина, Надежда и Татьяна [9].

2.2.Судьба мирянина Шаменкова Василия Васильевича(1899-1937)

        Родился в селе Ховрино в крестьянской семье Василия и Анисьи. Детей в семье – семеро сыновей. Все трудолюбивые, владели ремёслами: плотничали, шили сапоги, изготавливали вёдра. В доме были все необходимые инструменты.

       Женат был дважды. Первая жена, Федяева Мария, умерла. Остались трое детей: Мария (1919), Надежда (1923), Евгений (1925). В 1926 году женился на Анне Степановне Кулёминой (Леонтьевой), у которой после смерти мужа тоже остался ребёнок – дочь Зинаида (1923). В браке с Анной Степановной родились ещё трое детей: Маргарита (1928), Анатолий (1930), Аркадий (1933). [10] Так и жили дружно Василий Васильевич и Анна Степановна, воспитывали семерых детей. Анна Степановна была душой села, кроткой и нежной женщиной. Великолепная старинная портниха, рукодельница, она обшивала всю семью и односельчан. Держали хозяйство: корову, телёнка, больше десятка овец, огород был, в колхозе работали.

        Василий Васильевич много лет работал путевым обходчиком. Очень ответственный, трезвый, трудолюбивый мужчина, он понимал, что от его труда зависит достаток в большой семье. Премии за отличную работу, подарки детям к празднику – всё вызывало зависть у некоторых сослуживцев.

        Вспоминает дочь Василия Васильевича, Кузьмина Маргарита Васильевна (1928 г.р., разговор состоялся 15.03.2017): «Август 1937. Жнитвы. Трое мужчин в чёрных шинелях заходят в дом. Обыск в присутствии соседей. Что искать? Всё пересмотрели, вынули. Эти трое из вещей не забрали ничего. Только вот в семье хранили как память о матери, прятали Библию – подарок школы первой жене Василия Васильевича – с надписью «За отличную учёбу». Забрали книгу,

10

сказав: « Вам это не понадобится».

      Следом подъехали мужчины на подводах. Разломали и увезли новый сруб бани, тёс (потом из этого поставили сторожку у колхозной конюшни). Конечно, забрали корову, телёнка, овец. Чем детей кормить? Брат первой жены отца оставил Евгению, племяннику, 10 лисьих шкурок, лыжи, капканы на пушного зверя, ружьё – всё забрали.

       Никаких объяснений причины ареста отца мы не услышали. Он и сам был уверен, что это какая-то ошибка, а на следующее утро он будет дома. Но не вернулся. Мама просила свидание с мужем – не дали. Одно письмо было от него. Помню, писал, что сидит в исправдоме в Ульяновске. Просил подушку. Последние три месяца перед арестом была задержка зарплаты. Мама просила выдать – нечем жить. Но так и не заплатили.

Никакой информации о местонахождении не давали.

О расстреле отца узнали от земляка, работавшего в Куйбышевском НКВД. Где похоронен, не  знаю. Так хочу поклониться могилке. А потом начался ужас для семьи врага народа. Это было клеймо: плевали в лицо, обзывали, выгоняли из школы. Безденежье, голод. Всё вынесли, мама подняла всех. Об отце помнили всегда. Узнала о реабилитации отца в 1989. Больно было очень».

На родине Шаменкова Василия Васильевича, в селе Ховрино, сохранилась память о храме удивительной  красоты. Когда-то светлые стены белокаменного храма выделяли его на фоне окружающего нерукотворного мира. Печальна история и поучительна.  С историей храма я познакомилась, прочитав размышление правнучки Шаменкова В.В. Масяевой Натальи Александровны (1988 г. р.)[11]

«В 1693 году в деревне построили деревянную церковь Рождества Христова

(и село получило название Рождествено). В 1721 году по челобитью «синбирян» А.Ляцкого, С.З. Луневского, И.И.Каплина и Т.А. Оборина «в селе Рождественском, Ховринотож» была построена другая деревянная церковь с престолом Василия Великого. Третью церковь (скорее всего – на месте первой),

11

на этот раз – каменную и двухэтажную – в Ховрино построили в 1826 году на

средства местного помещика Ниротморцева в четыре престола – Рождества Христова, Василия Великого, воздвижения животворящего Креста Господня и Казанской иконы Божией Матери.

1918 год стал началом разрушения вековых традиций. Осквернили память предков, обезглавили белокаменный храм, и сброшен был на землю сияющий золотом крест с маковки, напоминавший о вечности, и замолчал колокол, перестал тревожить людские души.

Сохранилась только не очень хорошая фотография храма, сделанная в 50-е годы 20 века. По рассказам бабушки, Кузьминой Маргариты Васильевны (1928 г.р.), я его представляю.Бабушка помнит, как снимали кресты, колокола. Содрогнулось всё от женского плача. Но вот уже потянули люди за ниточку разрушения, перешагнули через святое. Куда дальше?  Потом в храме был и зерносклад, и пункт приёма картофеля.

Лихие люди разрушали святыню. У каждого был свой интерес. Иконы, оклады украли, утварь . Остались лишь фрески.

В годы Великой Отечественной войны бабушка работала в сельском Совете. Трудно было с дровами. И власть приказала пилить винтовую лестницу колокольни. Пилили и топили здание сельского Совета.

С 1951 по 1954 годы храм разбирали на кирпичи. Кладка была такая прочная, что гнулись топоры и ломы. Кирпич увозили в Чуфарово на строительство МТС.

Ещё удивительно вот что. Говорят, был Нижний храм, где хранились иконы, книги, утварь. Но вход в него люди так и не нашли – не открылся.

Через некоторое время на фундаменте храма выстроили деревянный клуб. Территорию, особенно места захоронения, оскверняли, рыли, искали церковные клады.

Кости, черепа так и оставались не преданными земле. Так человек забывал в себе  человека. Куда дальше?

12

Когда ставили клуб, пилили ели – величественные красавицы. Сейчас сохранилась только одна – немой свидетель событий.

Рождествено – название села Ховрино. Помня об этом, надо постараться исправить себя, принять в свою душу доброе семечко, из которого Бог поможет человеку вырастить красивое и могучее дерево радостного Царствия Божиего в душе человека. Человек должен рождаться для Добра и найти свою дорогу к храму».

Информация о селе Ховрино приводится в вышедшей в Симбирске в 1902 году под редакцией известного краеведа П.Л. Мартынова книге «Опись городу Синбирску и уезду в 1678 году». По материалам «Описи», других архивных источников, газетных материалов с 1903 года   в 2003 году вешкаймскийкраеведВ.Воробьёв  опубликовал в общественно-политической газете Вешкаймского района Ульяновской области  «Путь Октября» ряд статей под рубрикой «Страницы истории селений Вешкаймского района».  «Страницы истории селений Вешкаймского района.  Ховрино» – в №8 (7944), №9 (7945), №11 (7947).

На месте  разрушенного храма односельчанами установлен Поклонный крест.[12]

3. Заключение, выводы

Большое значение имело в истории нашей страны сопротивление настоящих защитников православной веры советской власти. Без веры русского народа не существует. Не существует той силы и мощи, которой мы можем отпугнуть всех врагов внешних и избавиться от внутренних междоусобиц. «Дай Бог нам сохранить и передать потомкам память о тех, кто не отрекся от Христа и сохранил веру на нашей земле»,- сказал  Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий.

Итак, в процессе работы мнойпроанализированы архивные материалы. Сделан выводо великой воспитательной, созидательной и миротворческой роли Русской Православной Церкви в современном обществе. Узнала историю

13

церквей нашего района: церкви Параскевы Пятницы в селе Вешкайма и церкви Рождества Христова в селе Ховрино, а также церкви Николая Чудотворца в селе Промзино Сурского района. Наконец, достигнута цель проекта – создан примерный текст экскурсии по историко-церковному краеведению «Я зарастаю памятью…»  для будущей экспозиции музея при храме Бориса и Глеба в р.п.Вешкайма.

Я попыталась восстановить историческую справедливость – через обозначение духовного подвига хранителей Русской Православной веры, 900 лет с которой и в которой жили и созидали наши предки. Таким образом, мы становимся не столько объектом реализации Концепции духовно-нравственного воспитания, сколько теми, кто её сам претворяет в жизнь, чтобы славилась «хранимая Богом родная земля»! А славу родной земли упрочили люди, сохранившие верность традициям предков, глубочайшее уважение к истории страны. Сохранившие верность ценой собственной жизни. Это новомученики и исповедники.

4. Литература

1.Дорогойченко П. Д.// Путь Октября.

2. Опись городу Симбирску и его уезду в 1678 году. Переписные книги Приказа Казанского дворца/ Ред. П. Мартынов. Симбирск, 1902.

3. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск: Корпорация продвижения технологий, 2014.

4. Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии. Симбирск, 1860.

5.Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Ульяновск: Приволж. кн. изд-во, 1986.

6. Троицкий Д. П. Краткий исторический очерк церковных школ Симбирской епархии. Симбирск, 1907.

7.Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост. В. Н. Егоров. Т. 2. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.

14

8. http://73history.ru/set-prroekti/1000-pos-ul/126-khovrino

9. http://rusk.ru/st.php?idar=112187

10. http://73history.ru/set-prroekti/1000-pos-ul/126-khovrino

11. http://orthodox-ruza.ru/files/newagios/project_newagios.pdf

12. http://otvet73.ru/nkvd

13. http://lists.memo.ru/d26/f5.htm

14. http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656

15. http://www.temples.ru/card.php?ID=22689

16. http://istmat.info/node/32818

17.https://ru.openlist.wiki
18.http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656

19. Фотографии из библиотеки с.Вешкайма

 

15

5.Приложения

 

[1] Памятник жертвам политических репрессий, город Ульяновск

 

http://otvet73.ru/nkvd

 

[2] Патяев Дмитрий Васильевич со своей женой Авдотьей (село Кувакино, май 1932 г.)

 

 

 

Патяев Дмитрий Васильевич

Родился в 1888 г., с.Вешкайма Ульяновской обл.; Проживал: с.МишуковоКувашинского р-на Чув.АССР.

Приговорен: постановлением Тройки при НКВД МАССР 20 октября 1937 г., обв.: по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР.

Приговор: к 10 г.ИТЛ Реабилитирован 22 ноября 2001 г.

Источник: Книга памяти Республики Мордовия

http://lists.memo.ru/d26/f5.htm

 

[3] Открытка, что Дмитрий Васильевич присылал своему отцу Василию Тимофеевичу. Текст открытки:

«Сердечно поздравляемъВасъТятя и Мама и васъ  Федя и Невестка Настя съ всем вашимъ семейством съВыскоторжественным Праздником Рождеством Христовым и наступающимъ Новым Годом! Просим Васъ на праздникънашъ в гости, пожалуйста приезжайте» Мы всъ живы и здоровы. Целуемъ Вас.
Ваши Митя, Дуня и Таня Патяевы».
К сожалению, не известно, кем приходятся Дмитрию Васильевичу «Федя и Невестка Настя».

 

[4] Фото сестер Дмитрия Васильевича Патяева:

«В центре Патяева Татьяна

Васильевна, фото

3 марта 1916 года»

                                                        «Патяева Мария Васильевна

(окончила Карсунское училище

типа института благородных девиц),

фото 22.12.1942 года, Ташкент)»

 

 

[5] Храм Параскевы Пятницы, село Вешкайма

 

 

 

 

Состояние храма в настоящее время

 

 

 

 

 

Из «СТАТИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ

СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ДАННЫМ 1900 ГОДА» Н. Баженова

 (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год):

 

Храм каменный, построен в 1793 году г.г. Родионовыми. Престолов в нем три: главный (холодн.) в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах (тепл.): в правом во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в левом во имя св. мученицы Параскевы. Церковной земли: 1 дес. усадебной и 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; дома для них общественные. Жалованья от казны: священнику 300 р., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан в с. Вешкайме (н. р.; больница, волост. правл.) в 637 двор. 1594 м. и 1696 ж. Церк.-приход. попечительство существуст с 1868 г. Земская школа в сел открыта в 1861 г. Ближайшия села: Вырыпаевка в 4 вер., Ховрино в 8 вер., Таволжанка в 10 вер.ипригор. Малый Карсун в 10 вер. Расстояние от Симбирска 110 вер., от Карсуна 14 вер. Почтов. адрес – г. Карсун.

 

 

http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656

 

 

 

[6] Учетная карточка церкви Николая Чудотворца в Промзино, где дедушка служил

У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А

Название

Церковь Николая Чудотворца в Промзино

Синонимы названия

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Промзино

Обиходные названия

Казанская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь

Тип постройки

церковь

Дата основания

не позже XVII в.

Дата постройки последнего здания

1820   

Архитектор

нет данных

Историческое исповедание

Православная

Статус

не сохр.

Адрес на 1917 г.

Симбирская губ., Алатырский у., с. Промзино

Современный адрес

Ульяновская обл., Сурской р-н, пос. Сурское, [ул. Хазова, 21]

Краткое описание

Кирпичная церковь с главным Казанским престолом и боковыми Никольским и Георгиевским престолами, построенная в 1820, в советские годы сломана. Представляла собой четверик, завершенный крупным восьмериком под куполом с люкарнами, с трапезной и трехъярусной колокольней. В сер. ХХ в. сломана, на месте церкви РДК и кинотеатр.

Примечания

В нач. ХХ в. в центре села было начато сооружение второй церкви, не оконченное из-за революции.

Дата создания карточки

28 апреля 2015 года

Составитель

Бокарёв Александр

 

http://www.temples.ru/card.php?ID=22689

 

[7]  Письмо, что написал Патяев Дмитрий Васильевич своему брату Тимофею Васильевичу Патяеву 04.03.1930 года из мест заключения. Текст письма:

 

 

Вторник, 4 марта 1930 г

«Добрый день дорогие: мама, Таня, Анюта и Маша, Тимоша, Миша и Леночка! Сообщаю вам, что я в субботу  на Масленицу прибыл в Ульяновск и теперь нахожусь в Исправительном Трудовом доме. Нашего брата сдесь много, публика все порядочная – повадно, нескучно. Хлеба дают 1 фунт, хлеб хороший. Есть приварок, каша и кипяток. Пока еще я в продуктах не нуждаюсь. В сборный базар наверное к вам придет Валя и поедет ко мне в Ульяновск кой что привезет. Лавинские оба со мной вместе. Я Слава Богу пока жив и здоров, чего конечно и Вам всем от души желаю! Г.Ульяновск, Исправительный трудовой дом, камера 11-ая, Д.В.П.»

 

 

 

 

 

 

 

 

[8]

30. 07. 1937 Приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00447 «… в деревне осело значительное количество … в прошлом репрессированных церковников… …все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских… преступлений… ПРИКАЗЫВАЮ

 I. Контингенты, подлежащие репрессии. 6. Наиболее активные элементы из… бывших церковников…, которые сейчас содержатся в … лагерях…

II. О мерах наказания репрессируемым и количестве подлежащих репрессий. 1.Все … антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории… подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, – РАССТРЕЛУ. … 2. Согласно представленным учетным данным… (намеченных к репрессированию по первой и второй категориям, итого по области)».

http://istmat.info/node/32818

 

[9] Дети Патяевых Дмитрия и Авдотьи:

 

Патяев Михаил Дмитриевич, г. Казань 24.11.38 года, курсант курсов младших лейтенантов иПатяев Василий Дмитриевич, фото 24.03.36 года, погиб в 1942 году, кадровый военный, Ленинград.

[10] Семья Шаменковых Василия Васильевича и Анны Степановны, 1932 год

 

 

Шаменков Василий Васильевич (1899)

Дата рождения: 1899 г.

Место рождения: Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, с. Ховрино

Пол: мужчина

Профессия / место работы: путевой обходчик

Место проживания: Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, с. Ховрино

Обвинение: по ст. 58, п. 10 ч. 1 УК РСФСР

Осуждение: 1 сентября 1937 г.

Осудивший орган: тройка при УНКВД по Куйбышевской обл.

Приговор: расстрелян

Дата реабилитации: июнь 1989

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Ульяновской обл.

https://ru.openlist.wiki

Книга памяти жертв политических репрессий: Российская Федерация. Ульяновская область / Прокуратура Ульян. обл.; Сост. и ред. Ю. М. Золотов.— Ульяновск: Дом печати.— 1000 экз.

Т. 1.— 1996.— 1023 с.: ил. (фот.).

Т. 2.— 2001.— 911 с.: ил. (фот.).

 

 

[11] Церковь Рождества Христова в с.Ховрино

 

Н. Баженов

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ

СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ

ПО ДАННЫМ 1900 ГОДА

С приложением географической карты Симбирской епархии
(Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)
Симбирск
Типо-литография А.Т. Токарева.
1903
Печать дозволяется. Симбирск, октября 23 дня 1903 года.

Цензор, протоиерей Сергей Медведков

520. с. X о в р и н о

при р. Барыше

Храм каменный, двухэтажный, построен в 1826 год помещиком г. Ниротморцевым. Престолов в нем четыре: в нижнем этаже: главный в честь Рождества Христова, в одном приделе в честь Воздвижения животворящого Креста Господня и в другом в честь Казанской иконы Божией Ма­тери, и в верхнем этаже – во имя Святителя Василия Великого. Церковной земли: 1 дес. усадебной и 66 дес. пахотной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника церковный, у диакона и псаломщика собствен­ные, построены на церковной земле. Прихожан: в с. Ховрине (н. р.) в 168 двор. 517 м. и 557 ж.; в дер. Кротовке (в 2 вер.; н. р.) в 79 двор. 255 м. и 266 ж.; в дер. Оборине (при р. Барыше, в ½ вер.; н. р.) в 73 двор. 228 м. и 227 ж.; в дер. Федоровке (при р. Барыше, в ½ вер.; н. р.) в 26двор. 68 м. и 67 ж.; в дер. Никулине (при р. Барыше, в 5 вер.; н. р.) в 88 двор. 283 м. и 300 ж.; на ст. жел. дор.Вешкайма (в 8 вер.; н. р.) в 7 двор. 15 м. и 15 ж.; всего в 441 двор. 1366 м. и 1432 ж. Школ две: в с. Ховрине земская и в дер. Нику­лине церковная школа грамоты (с 1893 года), помещается в наемной квартире.Ближайшия села: Белый Ключ в 4 вер.и Чуфарово в 8 вер. Расстояние от Симбирска 112 вер., от Карсуна 16 вер., от Карсунскоговолост. правл. 16 вер. По­чтовый адрес – г. Карсун.

http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656

 

 

 

 

 

Фото сельчан на фоне церкви

[12]

Поклонный крест над фундаментом разрушенного Храма Рождества Христова с. ХовриноВешкаймского р-на.

 

 

 

ОБЛАСТНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРОЕКТНЫХ  И  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ

«ВОЗРОЖДЕНИЕ.1917- 2017: уроки столетия»

 

 

Ишмуратовой Ксении Константиновны

Фамилия Имя Отчество автора (в родительном падеже)

 

Название работы «Я зарастаю памятью…»

 

Номинация  (подчеркнуть одну номинацию):

 

- «Лучшая проектно – исследовательская работа по историко – церковному краеведению»

 

- «Новомученики и исповедники Симбирские XX века: значение подвигов героев духа»

 

 

 

 

 

2017 год

ОБЛАСТНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРОЕКТНЫХ  И  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ

«ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1917-2017: уроки столетия»

 

 

Ишмуратова Ксения Константиновна

Фамилия Имя Отчество автора (в именительном падеже)

 

Номинация  (выделить цветом или подчеркнуть одну номинацию):

 

- «Лучшая проектно – исследовательская работа по историко – церковному краеведению»

 

- «Новомученики и исповедники Симбирские XX века: значение подвигов героев духа»

 

 

 

Краткая аннотация работы

(не более 1000 печатных знаков)

Целью проекта по историко-церковному краеведению является создание текста экскурсии «Я зарастаю памятью…» для будущего музея храма Бориса и Глеба в р.п.Вешкайма. Объектом исследования являются судьба священнослужителя Патяева Дмитрия Васильевича (моего прадедушки), храма, в котором он служил; судьба Шаменкова Василия Васильевича, прихожанина храма Рождества Христова в с.Ховрино, путевого обходчика. Оба пострадали в период гонений на церковь, репрессий 1937 года. Были изучены архивные материалы, проведено интервьюирование родственников пострадавших, проанализированы ресурсы сети Интернет. 


Назад к списку