Проектно-исследовательская работа:"Я зарастаю памятью..." Выполнила Ишмуратова К.К.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П. Зиновьева
ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1917 -2017:УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
Тема работы: «Я зарастаю памятью…»
Номинация:«Лучшая проектно – исследовательская работа по историко – церковному краеведению»
ФИО: Ишмуратова Ксения Константиновна
Возраст: 15 лет
Руководитель проекта: Кузьмина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П. Зиновьева
2017
Содержание:
1.Введение
- актуальность работы
- цели, задачи
- объект, предмет исследования
- конкретные методы исследования,
- практические применения результатов работы,
- ожидаемые результаты
2.Содержание работы
2.1. Судьба священника Патяева Дмитрия Васильевича
2.2. Судьба мирянина Шаменкова Василия Васильевича
3.Выводы, заключение
4.Литература
5.Список приложений
2
В памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Давид Самойлов
1.Введение
Страшно осознавать, как много среди нас становится людей, которых называют «иванами, не помнящими родства». Вспоминается диалог Маленького принца с Цветком (из сказки А.Экзюпери):
- А где люди? – вежливо спросил Маленький принц.
-А, люди?...Их носит ветер. У них нет корней.
Грустно, но не безнадёжно.
Познание и понимание собственного народа есть один из лучших способов познания самого себя, ощущения своих корней. И наоборот. Характер русского народа создавался и вырабатывался в течение тысячелетий под влиянием внешних обстоятельств и собственного внутреннего развития.В феврале 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подвел итоги изучения судеб репрессированного духовенства и мирян, пострадавших в годы антирелигиозного террора в советской России, итоги их духовного подвига стояния за веру православную, составляющую фундамент существования русского народа.Работа ждет своего продолжения. Церковь выдвигает задачу огромной важности: духовные плоды подвига новомучеников и исповедников ХХ столетия должны быть усвоены нашими современниками. От этого во многом зависит нравственное состояние общества и политическая крепость государства. «Репрессии и государственный террор никогда больше не повторятся, если каждый человек будет занимать активную гражданскую позицию, если все мы признаем, что в трагедии прошлого века виновны не только те, кто отдавал расстрельные приказы, но и кто их вслух или молчаливо одобрял, – сказал губернатор Сергей Морозов. – Если мы не признаем всей мерзости нашего прошлого бытия, никакого светлого будущего у нас не будет. Поэтому у нас нет права забывать страдания невинных людей».
Актуальность выбранного проекта обусловлена следующими моментами:
- утрата молодежью духовных ценностей, замена их материальными;
- утрата исторической памяти- своеобразного посоха на жизненном пути;
- 80-летие начала массовых политических репрессий (1937), очевидцы которых еще живы, значит, мы можем узнать от них достоверную информацию;
- в год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции есть возможность переосмыслить уроки истории;
3
- обращение к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, к изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, поможет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого;
- освоение и сохранение исторического опыта, возвращение в память Отечества объективного знания об истории Церкви, ее роли в духовной и культурно - общественной жизни народа, взаимоотношениях Церкви и государства;
- изучение истории своего рода, родного края, формирование бережного отношения к семейным ценностям, чувства ответственности за судьбу своего народа, посёлка, воспитание уважения к памяти о людях, пострадавших за веру, обретение утраченных идеалов.
По-новому, глубже всмотреться в страницы отечественной истории, открыть для себя новые – добрые – имена, за которыми нетрудно разглядеть идеал, пример верности своим убеждениям, открыть образцы духовного подвига, самим обрести духовные корни, убедиться в необходимости восстановления исторической справедливости, а через всё это обрести любовь, уважение к своей малой Родине. В этом я вижу социальную значимость своей работы.
Цель: разработка экскурсии по историко-церковному краеведению «Я зарастаю памятью…» для будущей экспозиции музея при храме Бориса и Глеба в р.п.Вешкайма
Задачи:
- изучить архивные материалы, записать биографические сведения о людях, пострадавших в годы репрессий, воспоминания о различных периодах их жизни, связанных с трудом, защитой отечества, общественной деятельностью; - подобрать фотографии для экспозиции, оформить выставку, составить текст экскурсии , рассказать сверстникам;
- развивать навык выполнения проектно – исследовательской работы: научиться самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, собирать и структурировать материал, делать выводы, обосновывать своё мнение; подготовить презентацию, текст беседы (лекции) для популяризации результатов поиска.
В храме Бориса и Глеба р.п. Вешкайма Благочинный III Вешкаймского округа (Вешкаймский и Майнский районы) Симбирской епархии о. Анатолий (Капранов) готовит материалы для выставки, где будет представлена история православия на вешкаймской земле, история создания и разрушения храмов,
4
забвения и восстановления, судьбы священнослужителей и мирян,
пострадавших в эпоху гонений. Мы хотим изучать отечественное духовное и культурное наследие, «зарастать памятью».
Объект исследования–судьба священнослужителя Патяева Дмитрия Васильевича (моего прадедушки), храма, в котором он служил; судьба Шаменкова Василия Васильевича, прихожанина храма Рождества Христова в с.Ховрино, путевого обходчика.
Предмет исследования–обстоятельства, при которых был совершён духовный подвиг (по архивным материалам, воспоминаниям очевидцев, ресурсам сети Интернет, семейным архивам).
Методы исследования:
1.Исследование. Поисковый метод. Занимались поиском информации по теме проекта из архивных источников, ресурсов сети Интернет, семейного архива:
- судьба Патяева Дмитрия Васильевича
-судьба Шаменкова Василия Васильевича
2.Изучение, обобщение и анализ собранного материала.
3.Интервьюирование. Беседы с родственниками пострадавших, очевидцами событий, протоиереем о.Анатолием (Капрановым), написание текста экскурсии.
4. Создание компьютерной презентации «Я зарастаю памятью…»
Практическое применение: исследовательский проект будет использован на классных часах, экскурсии в музее школы и храма, фотоматериалы - в экспозиции будущего музея храма Бориса и Глеба р.п. Вешкайма (часть экспонатов уже подготовлена), размещен на сайте храма и МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева, в газете «Школьный бутерброд».
5
Ожидаемые результаты:
- выступление на областной научно-практической конференции;
- разработка и проведение экскурсии для сверстников - презентация конечного продукта;
-развитие гражданского сознания;
-воспитание уважения к истории Отечества;
-развитие творческих и интеллектуальных способностей через выполнение индивидуальной проектно-исследовательской работы;
-обогащение жизненного, духовного опыта.
Перспективы дальнейшего развития проекта: продолжение работы по выявлению и изучению фактов и событий, происходивших на территории родного края, изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, ибо это поможет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого; популяризация проекта, привлечение внимания молодёжи к изучению этого периода истории родного края.
6
2.Содержание
Готовя домашнее задание для участия в региональном этапе олимпиады по основам православной культуры, посмотрев виртуальную выставку «Преодоление», я вновь и вновь убеждалась в великой роли веры в нашей жизни. Для кого-то она не имеет значения, а для кого-то является смыслом существования: например, для людей, что в годы гонений на Русскую Церковь совершали настоящие подвиги во имя церкви, во имя православной веры, во имя Христа. Считаю, что память об этих событиях (пусть они и не такие приятные для воспоминаний) должна всегда храниться человеком, любящим свое Отечество и уважающим историю своей страны. Современное поколение нужно воспитывать, пока не станет совсем поздно. Быть может, углубляясь в историю, совершая такую по-настоящему ценную для человека работу, молодые люди станут на истинный путь.
Для Русской Православной Церкви XX век стал временем невероятных, чудовищных испытаний. Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны (как, впрочем, и в последующие затем годы) были во многом подобны сошедшему с гор оползневому потоку, погребающему под собой все и вся.Российская Православная Церковь воспринималась большевистским режимом не только как идеологический враждебный религиозный институт, но и как внутренний политический противник, очаг контрреволюции. До осени 1939 года политическое руководство СССР ставило задачу полной ликвидации православной церкви, распавшейся при активном содействии органов ГПУ-НКВД(Государственное политическое управление-Народный комиссариат внутренних дел)на различные легальные и нелегальные группировки: большая часть духовенства и подавляющая часть епископата к 1939 году были либо физически уничтожены, либо находилась в местах лишения свободы.На территории только Ульяновской области за один год (с 1937 по 1938 год) было расстреляно более 1500 человек, а репрессировано более 8000 человек. Только за
7
два дня – 17 и 18 февраля 1938 года – в подвале Ульяновского горотдела НКВД было расстреляно более 100 человек, среди которых были 3 архиерея, более пятидесяти священнослужителей и монахинь.Согласно акту Ульяновского НКВД от 15 мая 1938 года, его сотрудники с августа 1937-го по февраль 1938 года израсходовали 1713 патронов…
Кстати, рассказы о зверствах в ульяновских застенках НКВД ходили по всем лагерям СССР. Среди советских зеков и охранников лагерей ходило выражение, привезенное этапированными из Ульяновска: «спустить в подвал», что значило расстрелять. В августе 1937 года в соответствии с приказом Народного Комиссара Внутренних дел Союза ССР — Генерального Комиссара Государственной Безопасности Ежова за № 00447 от 31.07.37, в Ульяновский городской отдел НКВД поступил совершенно секретный приказ об организации мероприятий по исполнению постановлений «троек» о расстрелах. Начальнику отдела Коробицину надлежало немедленно приспособить соответствующее помещение в здании НКВД (желательно подвальное) пригодное под спецкамеру для выполнения приговоров о расстреле, и их исполнение производить ночью; трупы должны быть вывезены к заранее приготовленной яме, тщательно зарыты и замаскированы; обеспечить полную конспирацию места, времени и техники исполнения расстрела. Расстрелы производились в подвалах зданий НКВД и внутренней тюрьмы, располагавшиеся в современно существующих зданиях соответственно № 73 и №75 по ул. Л. Толстого. Часть убитых закапывали здесь же – в саду при особняке, остальных вывозили ночью на грузовиках на городские больничные заразные кладбища; в район городской свалки в Стрижевом овраге; на территорию за городским кладбищем; на территорию, впоследствии затопленную Куйбышевским водохранилищем; на территорию Ульяновского моторного завода…
Памятник жертвам политических репрессий установлен практически в центре Ульяновска у ограды здания Симбирского епархиального управления. [1]В 30-е годы прошлого века в этом здании располагалось НКВД, в подвалах которого
8
в годы массового террора производились расстрелы. Памятник представляет собой фрагмент стены концлагеря с колючей проволокой и прожектором. Его автором является Игорь Смиркин, чей дед также пострадал от террора.
А как связаны эти события с судьбами моих предков?
2.1.Судьба священника Патяева Дмитрия Васильевича(1888-1937)
Поспрашивала родных и близких и выяснила очень интересный и неожиданный факт. Оказывается, в моей родословной есть человек, который, подобно другим, в 30-ые годы пострадал за православную веру. Это Патяев Дмитрий Васильевич – мой двоюродный прадедушка[2]. Рассказала мне о нём моя бабушка, Патяева Тамара Николаевна(29.01.1945 г.р., разговор состоялся 25.01.2017). Единственная память, что осталась о нем, – это письмо, что написал он своему брату 04.03.1930 года из мест заключения, а также фотографии и открытка[3]. Считаю обязательным внести свой вклад и рассказать о своих предках.
Родился Патяев Дмитрий Васильевич в 1888 г. в селе Вешкайма Ульяновской области. О детстве прадедушки практически ничего не известно. Он родился в многодетной семье. Отец – Василий Тимофеевич и мать-Параскева Петровна – обычные крестьяне. Он был самым старшим ребенком в семье. Имел еще 2 братьев – Тимофея и Ивана- и 3 сестер: Татьяна, Анна, Мария[4].Прадедушка окончил церковно-приходскую школу в селе Вешкайма. Начал свою деятельность как служитель храма Параскевы Пятницы в селе Вешкайма[5]. Затем переехал вместе с женой Авдотьей в Промзино (ныне Сурское).Служил в церкви Николая Чудотворца.[6]
1914 год – начало Первой Мировой войны. Дмитрий Васильевич – участник. Попал в плен. Держали пленных в каком-то немецком городе (к сожалению, такой информацией мы не обладаем). Вместе с остальными прадедушка ждал Брестского мира.
После войны он служил в Ярославской губернии, затем в Чувашии, в селе Кувакино. Там его и арестовали[7],[8].Был приговорен к 10 годам трудовых
9
исполнительных работ, однако его расстреляли в 1937 году.
Дмитрий Васильевич оставил ради веры свою семью. У него было 8 детей. Известные нам 7: 4 сына- Михаил, Василий, Александр, Владимир – все военные; 3 дочери – Нина, Надежда и Татьяна [9].
2.2.Судьба мирянина Шаменкова Василия Васильевича(1899-1937)
Родился в селе Ховрино в крестьянской семье Василия и Анисьи. Детей в семье – семеро сыновей. Все трудолюбивые, владели ремёслами: плотничали, шили сапоги, изготавливали вёдра. В доме были все необходимые инструменты.
Женат был дважды. Первая жена, Федяева Мария, умерла. Остались трое детей: Мария (1919), Надежда (1923), Евгений (1925). В 1926 году женился на Анне Степановне Кулёминой (Леонтьевой), у которой после смерти мужа тоже остался ребёнок – дочь Зинаида (1923). В браке с Анной Степановной родились ещё трое детей: Маргарита (1928), Анатолий (1930), Аркадий (1933). [10] Так и жили дружно Василий Васильевич и Анна Степановна, воспитывали семерых детей. Анна Степановна была душой села, кроткой и нежной женщиной. Великолепная старинная портниха, рукодельница, она обшивала всю семью и односельчан. Держали хозяйство: корову, телёнка, больше десятка овец, огород был, в колхозе работали.
Василий Васильевич много лет работал путевым обходчиком. Очень ответственный, трезвый, трудолюбивый мужчина, он понимал, что от его труда зависит достаток в большой семье. Премии за отличную работу, подарки детям к празднику – всё вызывало зависть у некоторых сослуживцев.
Вспоминает дочь Василия Васильевича, Кузьмина Маргарита Васильевна (1928 г.р., разговор состоялся 15.03.2017): «Август 1937. Жнитвы. Трое мужчин в чёрных шинелях заходят в дом. Обыск в присутствии соседей. Что искать? Всё пересмотрели, вынули. Эти трое из вещей не забрали ничего. Только вот в семье хранили как память о матери, прятали Библию – подарок школы первой жене Василия Васильевича – с надписью «За отличную учёбу». Забрали книгу,
10
сказав: « Вам это не понадобится».
Следом подъехали мужчины на подводах. Разломали и увезли новый сруб бани, тёс (потом из этого поставили сторожку у колхозной конюшни). Конечно, забрали корову, телёнка, овец. Чем детей кормить? Брат первой жены отца оставил Евгению, племяннику, 10 лисьих шкурок, лыжи, капканы на пушного зверя, ружьё – всё забрали.
Никаких объяснений причины ареста отца мы не услышали. Он и сам был уверен, что это какая-то ошибка, а на следующее утро он будет дома. Но не вернулся. Мама просила свидание с мужем – не дали. Одно письмо было от него. Помню, писал, что сидит в исправдоме в Ульяновске. Просил подушку. Последние три месяца перед арестом была задержка зарплаты. Мама просила выдать – нечем жить. Но так и не заплатили.
Никакой информации о местонахождении не давали.
О расстреле отца узнали от земляка, работавшего в Куйбышевском НКВД. Где похоронен, не знаю. Так хочу поклониться могилке. А потом начался ужас для семьи врага народа. Это было клеймо: плевали в лицо, обзывали, выгоняли из школы. Безденежье, голод. Всё вынесли, мама подняла всех. Об отце помнили всегда. Узнала о реабилитации отца в 1989. Больно было очень».
На родине Шаменкова Василия Васильевича, в селе Ховрино, сохранилась память о храме удивительной красоты. Когда-то светлые стены белокаменного храма выделяли его на фоне окружающего нерукотворного мира. Печальна история и поучительна. С историей храма я познакомилась, прочитав размышление правнучки Шаменкова В.В. Масяевой Натальи Александровны (1988 г. р.)[11]
«В 1693 году в деревне построили деревянную церковь Рождества Христова
(и село получило название Рождествено). В 1721 году по челобитью «синбирян» А.Ляцкого, С.З. Луневского, И.И.Каплина и Т.А. Оборина «в селе Рождественском, Ховринотож» была построена другая деревянная церковь с престолом Василия Великого. Третью церковь (скорее всего – на месте первой),
11
на этот раз – каменную и двухэтажную – в Ховрино построили в 1826 году на
средства местного помещика Ниротморцева в четыре престола – Рождества Христова, Василия Великого, воздвижения животворящего Креста Господня и Казанской иконы Божией Матери.
1918 год стал началом разрушения вековых традиций. Осквернили память предков, обезглавили белокаменный храм, и сброшен был на землю сияющий золотом крест с маковки, напоминавший о вечности, и замолчал колокол, перестал тревожить людские души.
Сохранилась только не очень хорошая фотография храма, сделанная в 50-е годы 20 века. По рассказам бабушки, Кузьминой Маргариты Васильевны (1928 г.р.), я его представляю.Бабушка помнит, как снимали кресты, колокола. Содрогнулось всё от женского плача. Но вот уже потянули люди за ниточку разрушения, перешагнули через святое. Куда дальше? Потом в храме был и зерносклад, и пункт приёма картофеля.
Лихие люди разрушали святыню. У каждого был свой интерес. Иконы, оклады украли, утварь . Остались лишь фрески.
В годы Великой Отечественной войны бабушка работала в сельском Совете. Трудно было с дровами. И власть приказала пилить винтовую лестницу колокольни. Пилили и топили здание сельского Совета.
С 1951 по 1954 годы храм разбирали на кирпичи. Кладка была такая прочная, что гнулись топоры и ломы. Кирпич увозили в Чуфарово на строительство МТС.
Ещё удивительно вот что. Говорят, был Нижний храм, где хранились иконы, книги, утварь. Но вход в него люди так и не нашли – не открылся.
Через некоторое время на фундаменте храма выстроили деревянный клуб. Территорию, особенно места захоронения, оскверняли, рыли, искали церковные клады.
Кости, черепа так и оставались не преданными земле. Так человек забывал в себе человека. Куда дальше?
12
Когда ставили клуб, пилили ели – величественные красавицы. Сейчас сохранилась только одна – немой свидетель событий.
Рождествено – название села Ховрино. Помня об этом, надо постараться исправить себя, принять в свою душу доброе семечко, из которого Бог поможет человеку вырастить красивое и могучее дерево радостного Царствия Божиего в душе человека. Человек должен рождаться для Добра и найти свою дорогу к храму».
Информация о селе Ховрино приводится в вышедшей в Симбирске в 1902 году под редакцией известного краеведа П.Л. Мартынова книге «Опись городу Синбирску и уезду в 1678 году». По материалам «Описи», других архивных источников, газетных материалов с 1903 года в 2003 году вешкаймскийкраеведВ.Воробьёв опубликовал в общественно-политической газете Вешкаймского района Ульяновской области «Путь Октября» ряд статей под рубрикой «Страницы истории селений Вешкаймского района». «Страницы истории селений Вешкаймского района. Ховрино» – в №8 (7944), №9 (7945), №11 (7947).
На месте разрушенного храма односельчанами установлен Поклонный крест.[12]
3. Заключение, выводы
Большое значение имело в истории нашей страны сопротивление настоящих защитников православной веры советской власти. Без веры русского народа не существует. Не существует той силы и мощи, которой мы можем отпугнуть всех врагов внешних и избавиться от внутренних междоусобиц. «Дай Бог нам сохранить и передать потомкам память о тех, кто не отрекся от Христа и сохранил веру на нашей земле»,- сказал Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий.
Итак, в процессе работы мнойпроанализированы архивные материалы. Сделан выводо великой воспитательной, созидательной и миротворческой роли Русской Православной Церкви в современном обществе. Узнала историю
13
церквей нашего района: церкви Параскевы Пятницы в селе Вешкайма и церкви Рождества Христова в селе Ховрино, а также церкви Николая Чудотворца в селе Промзино Сурского района. Наконец, достигнута цель проекта – создан примерный текст экскурсии по историко-церковному краеведению «Я зарастаю памятью…» для будущей экспозиции музея при храме Бориса и Глеба в р.п.Вешкайма.
Я попыталась восстановить историческую справедливость – через обозначение духовного подвига хранителей Русской Православной веры, 900 лет с которой и в которой жили и созидали наши предки. Таким образом, мы становимся не столько объектом реализации Концепции духовно-нравственного воспитания, сколько теми, кто её сам претворяет в жизнь, чтобы славилась «хранимая Богом родная земля»! А славу родной земли упрочили люди, сохранившие верность традициям предков, глубочайшее уважение к истории страны. Сохранившие верность ценой собственной жизни. Это новомученики и исповедники.
4. Литература
1.Дорогойченко П. Д.// Путь Октября.
2. Опись городу Симбирску и его уезду в 1678 году. Переписные книги Приказа Казанского дворца/ Ред. П. Мартынов. Симбирск, 1902.
3. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск: Корпорация продвижения технологий, 2014.
4. Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии. Симбирск, 1860.
5.Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Ульяновск: Приволж. кн. изд-во, 1986.
6. Троицкий Д. П. Краткий исторический очерк церковных школ Симбирской епархии. Симбирск, 1907.
7.Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост. В. Н. Егоров. Т. 2. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.
14
8. http://73history.ru/set-prroekti/1000-pos-ul/126-khovrino
9. http://rusk.ru/st.php?idar=112187
10. http://73history.ru/set-prroekti/1000-pos-ul/126-khovrino
11. http://orthodox-ruza.ru/files/newagios/project_newagios.pdf
13. http://lists.memo.ru/d26/f5.htm
14. http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656
15. http://www.temples.ru/card.php?ID=22689
16. http://istmat.info/node/32818
17.https://ru.openlist.wiki
18.http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656
19. Фотографии из библиотеки с.Вешкайма
15
5.Приложения
[1] Памятник жертвам политических репрессий, город Ульяновск
[2] Патяев Дмитрий Васильевич со своей женой Авдотьей (село Кувакино, май 1932 г.)
Патяев Дмитрий Васильевич
Родился в 1888 г., с.Вешкайма Ульяновской обл.; Проживал: с.МишуковоКувашинского р-на Чув.АССР.
Приговорен: постановлением Тройки при НКВД МАССР 20 октября 1937 г., обв.: по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР.
Приговор: к 10 г.ИТЛ Реабилитирован 22 ноября 2001 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия
http://lists.memo.ru/d26/f5.htm
[3] Открытка, что Дмитрий Васильевич присылал своему отцу Василию Тимофеевичу. Текст открытки:
«Сердечно поздравляемъВасъТятя и Мама и васъ Федя и Невестка Настя съ всем вашимъ семейством съВыскоторжественным Праздником Рождеством Христовым и наступающимъ Новым Годом! Просим Васъ на праздникънашъ в гости, пожалуйста приезжайте» Мы всъ живы и здоровы. Целуемъ Вас.
Ваши Митя, Дуня и Таня Патяевы». К сожалению, не известно, кем приходятся Дмитрию Васильевичу «Федя и Невестка Настя».
[4] Фото сестер Дмитрия Васильевича Патяева:
«В центре Патяева Татьяна
Васильевна, фото
3 марта 1916 года»
«Патяева Мария Васильевна
(окончила Карсунское училище
типа института благородных девиц),
фото 22.12.1942 года, Ташкент)»
[5] Храм Параскевы Пятницы, село Вешкайма
Состояние храма в настоящее время
Из «СТАТИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ
СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ДАННЫМ 1900 ГОДА» Н. Баженова
(Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год):
Храм каменный, построен в 1793 году г.г. Родионовыми. Престолов в нем три: главный (холодн.) в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах (тепл.): в правом во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в левом во имя св. мученицы Параскевы. Церковной земли: 1 дес. усадебной и 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; дома для них общественные. Жалованья от казны: священнику 300 р., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан в с. Вешкайме (н. р.; больница, волост. правл.) в 637 двор. 1594 м. и 1696 ж. Церк.-приход. попечительство существуст с 1868 г. Земская школа в сел открыта в 1861 г. Ближайшия села: Вырыпаевка в 4 вер., Ховрино в 8 вер., Таволжанка в 10 вер.ипригор. Малый Карсун в 10 вер. Расстояние от Симбирска 110 вер., от Карсуна 14 вер. Почтов. адрес – г. Карсун.
http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656
[6] Учетная карточка церкви Николая Чудотворца в Промзино, где дедушка служил
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А |
|
Название |
Церковь Николая Чудотворца в Промзино |
Синонимы названия |
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Промзино |
Обиходные названия |
Казанская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь |
Тип постройки |
церковь |
Дата основания |
не позже XVII в. |
Дата постройки последнего здания |
1820 |
Архитектор |
нет данных |
Историческое исповедание |
Православная |
Статус |
не сохр. |
Адрес на 1917 г. |
Симбирская губ., Алатырский у., с. Промзино |
Современный адрес |
Ульяновская обл., Сурской р-н, пос. Сурское, [ул. Хазова, 21] |
Краткое описание |
Кирпичная церковь с главным Казанским престолом и боковыми Никольским и Георгиевским престолами, построенная в 1820, в советские годы сломана. Представляла собой четверик, завершенный крупным восьмериком под куполом с люкарнами, с трапезной и трехъярусной колокольней. В сер. ХХ в. сломана, на месте церкви РДК и кинотеатр. |
Примечания |
В нач. ХХ в. в центре села было начато сооружение второй церкви, не оконченное из-за революции. |
Дата создания карточки |
28 апреля 2015 года |
Составитель |
http://www.temples.ru/card.php?ID=22689
[7] Письмо, что написал Патяев Дмитрий Васильевич своему брату Тимофею Васильевичу Патяеву 04.03.1930 года из мест заключения. Текст письма:
Вторник, 4 марта 1930 г
«Добрый день дорогие: мама, Таня, Анюта и Маша, Тимоша, Миша и Леночка! Сообщаю вам, что я в субботу на Масленицу прибыл в Ульяновск и теперь нахожусь в Исправительном Трудовом доме. Нашего брата сдесь много, публика все порядочная – повадно, нескучно. Хлеба дают 1 фунт, хлеб хороший. Есть приварок, каша и кипяток. Пока еще я в продуктах не нуждаюсь. В сборный базар наверное к вам придет Валя и поедет ко мне в Ульяновск кой что привезет. Лавинские оба со мной вместе. Я Слава Богу пока жив и здоров, чего конечно и Вам всем от души желаю! Г.Ульяновск, Исправительный трудовой дом, камера 11-ая, Д.В.П.»
[8]
30. 07. 1937 Приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00447 «… в деревне осело значительное количество … в прошлом репрессированных церковников… …все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских… преступлений… ПРИКАЗЫВАЮ
I. Контингенты, подлежащие репрессии. 6. Наиболее активные элементы из… бывших церковников…, которые сейчас содержатся в … лагерях…
II. О мерах наказания репрессируемым и количестве подлежащих репрессий. 1.Все … антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории… подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, – РАССТРЕЛУ. … 2. Согласно представленным учетным данным… (намеченных к репрессированию по первой и второй категориям, итого по области)».
[9] Дети Патяевых Дмитрия и Авдотьи:
Патяев Михаил Дмитриевич, г. Казань 24.11.38 года, курсант курсов младших лейтенантов иПатяев Василий Дмитриевич, фото 24.03.36 года, погиб в 1942 году, кадровый военный, Ленинград.
[10] Семья Шаменковых Василия Васильевича и Анны Степановны, 1932 год
Шаменков Василий Васильевич (1899)
Дата рождения: 1899 г.
Место рождения: Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, с. Ховрино
Пол: мужчина
Профессия / место работы: путевой обходчик
Место проживания: Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, с. Ховрино
Обвинение: по ст. 58, п. 10 ч. 1 УК РСФСР
Осуждение: 1 сентября 1937 г.
Осудивший орган: тройка при УНКВД по Куйбышевской обл.
Приговор: расстрелян
Дата реабилитации: июнь 1989
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Ульяновской обл.
Книга памяти жертв политических репрессий: Российская Федерация. Ульяновская область / Прокуратура Ульян. обл.; Сост. и ред. Ю. М. Золотов.— Ульяновск: Дом печати.— 1000 экз.
Т. 1.— 1996.— 1023 с.: ил. (фот.).
Т. 2.— 2001.— 911 с.: ил. (фот.).
[11] Церковь Рождества Христова в с.Ховрино
Н. Баженов
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ
СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ
ПО ДАННЫМ 1900 ГОДА
С приложением географической карты Симбирской епархии
(Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)
Симбирск
Типо-литография А.Т. Токарева.
1903
Печать дозволяется. Симбирск, октября 23 дня 1903 года.
Цензор, протоиерей Сергей Медведков
520. с. X о в р и н о
при р. Барыше
Храм каменный, двухэтажный, построен в 1826 год помещиком г. Ниротморцевым. Престолов в нем четыре: в нижнем этаже: главный в честь Рождества Христова, в одном приделе в честь Воздвижения животворящого Креста Господня и в другом в честь Казанской иконы Божией Матери, и в верхнем этаже – во имя Святителя Василия Великого. Церковной земли: 1 дес. усадебной и 66 дес. пахотной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника церковный, у диакона и псаломщика собственные, построены на церковной земле. Прихожан: в с. Ховрине (н. р.) в 168 двор. 517 м. и 557 ж.; в дер. Кротовке (в 2 вер.; н. р.) в 79 двор. 255 м. и 266 ж.; в дер. Оборине (при р. Барыше, в ½ вер.; н. р.) в 73 двор. 228 м. и 227 ж.; в дер. Федоровке (при р. Барыше, в ½ вер.; н. р.) в 26двор. 68 м. и 67 ж.; в дер. Никулине (при р. Барыше, в 5 вер.; н. р.) в 88 двор. 283 м. и 300 ж.; на ст. жел. дор.Вешкайма (в 8 вер.; н. р.) в 7 двор. 15 м. и 15 ж.; всего в 441 двор. 1366 м. и 1432 ж. Школ две: в с. Ховрине земская и в дер. Никулине церковная школа грамоты (с 1893 года), помещается в наемной квартире.Ближайшия села: Белый Ключ в 4 вер.и Чуфарово в 8 вер. Расстояние от Симбирска 112 вер., от Карсуна 16 вер., от Карсунскоговолост. правл. 16 вер. Почтовый адрес – г. Карсун.
http://veshkaima.prihod.ru/khramy_blagochinija/view/id/1171656
Фото сельчан на фоне церкви
[12]
Поклонный крест над фундаментом разрушенного Храма Рождества Христова с. ХовриноВешкаймского р-на.
ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ВОЗРОЖДЕНИЕ.1917- 2017: уроки столетия»
Ишмуратовой Ксении Константиновны
Фамилия Имя Отчество автора (в родительном падеже)
Название работы «Я зарастаю памятью…»
Номинация (подчеркнуть одну номинацию):
- «Лучшая проектно – исследовательская работа по историко – церковному краеведению»
- «Новомученики и исповедники Симбирские XX века: значение подвигов героев духа»
2017 год
ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1917-2017: уроки столетия»
Ишмуратова Ксения Константиновна
Фамилия Имя Отчество автора (в именительном падеже)
Номинация (выделить цветом или подчеркнуть одну номинацию):
- «Лучшая проектно – исследовательская работа по историко – церковному краеведению»
- «Новомученики и исповедники Симбирские XX века: значение подвигов героев духа»
Краткая аннотация работы
(не более 1000 печатных знаков)
Целью проекта по историко-церковному краеведению является создание текста экскурсии «Я зарастаю памятью…» для будущего музея храма Бориса и Глеба в р.п.Вешкайма. Объектом исследования являются судьба священнослужителя Патяева Дмитрия Васильевича (моего прадедушки), храма, в котором он служил; судьба Шаменкова Василия Васильевича, прихожанина храма Рождества Христова в с.Ховрино, путевого обходчика. Оба пострадали в период гонений на церковь, репрессий 1937 года. Были изучены архивные материалы, проведено интервьюирование родственников пострадавших, проанализированы ресурсы сети Интернет.
Назад к списку